Дымковская игрушка

 

Дымковская игрушка - едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров. Истоки этого искусства теряются в глубокой древности, но вряд ли когда-нибудь станет возможным связать их с конкретным временем. Однако приуроченность дымковской игрушки к древнему празднику Свистопляски, который сам трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла, равно как и разный состав игрушек, подтверждают в ней пласты разновременного происхождения.

Среди дымковских игрушек лишь тиары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией, вероятно, сохранившейся издревле. Фигурки же и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не подражали фарфоровой пластике.Под ее влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное и неповторимое искусство.

Постепенно фигурки освобождались от остатков древнего содержания и обретали характер малой народной скульптуры, в которой, с одной стороны, все больше нарастала декоративность, с другой - она обогащалась новыми темами и сюжетами, почерпнутыми из реальной жизни и овеянными народной фантазией.

Так постепенно сложился неповторимый мир образов дымковской игрушки и ее самобытный художественный строй, сформировались условные выразительные средства и качества мастерства, устойчиво сохранявшиеся на протяжении всего пути развития.

Типичные родовые признаки глиняной игрушки как вида народного искусства - лаконизм и обобщенность лепки, изображение фигур в фас или профиль, состояние «движения в покое», наличие собирательных образов-типов, в которых живые наблюдения слились с поэтической фантазией - все это приобрело в дымковской игрушке конкретные формы выражения в чисто местных приемах лепки, раскраски и орнаментальной росписи, композиционных особенностях. От приготовления глины до завершения росписью обожженной и побеленной фигурки весь процесс ее создания состоит из строго регламентированных последовательных операций и приемов, которые составляют существо профессионального мастерства дымковского искусства, его художественную систему, его канон.

Канон в народном искусстве, в том числе и в дымковском - это не оковы для творчества, а своего рода необходимая школа профессионализма, законы его условного языка. Поэтому путь к высокому мастерству в дымковской игрушке лежит и поныне через постижение канона, свободное владение им, а затем и более широкое знание традиций местного искусства.

Развитие традиций возможно только на основе совершенного знания всего опыта художественного развития промысла. Тогда можно обратиться к любому периоду в истории игрушки или авторскому почерку и, оттолкнувшись от них, создавать свое, новое. Поэтому наследие прошлого для молодых и будущих поколений мастериц - та почва, прикосновение к которой вливает свежие силы для творческих поисков. А. Б. Салтыков писал, что дымковская игрушка как «всякий гротеск и декоративная фантазия» находит себе оправдание «в возбуждаемых ею жизнеутверждающих чувствах, а не в изображении действительно существующих предметов». Именно поэтому нас сегодня продолжают волновать дымковские дамы и барыни, всадники и козлы, индюки и медведи. Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости, того особого поэтичного мира образов, который обогащает нашу жизнь, а ее приметы оплодотворяет фантазией.

Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени. Ведущим специалистом по изготовлению и преподаванию Дымковской игрушки в нашей организации является Очагова Наталья.


Hosted by uCoz