Перейти на новый сайт >>>

 

 

 

 

 

 

                  Северодвинские росписи.

 

 Наиболее самобытными из крупных направлений русской росписи являются северодвинские росписи. Они включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и более элитные мотивы соседствующей с областью производства Северной Европы. Каждый из подвидов ремесла включают множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

 

Борецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.

Вначале, как видно, существовал один центр росписи - Борок в среднем течении реки Северная Двина. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучужской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром, что требует большого мастерства.

Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

Мотивы борецкой росписи могут использоваться гармонично в разных масштабах: от миниатюрных деревянных изделий до оформления стен, потолков и мебели. Ведущими специалистами по изготовлению и преподаванию Борецкой росписи в нашей организации являются Бычкова Ирина и Павлова Евгения.

 

Мезенская или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.  Встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году.

Сувениры и мебель в стиле Мезенской росписи станут самым оригинальным элементом оформления Вашего интерьера. Наши мастера  выполняют роспись Мезени  с использованием  всех  архаичных элементов, но современными материалами. Эффектные золотой или серебряный фон, замена основных цветов – делают роспись неповторимым кружевом. Возможно также исполнение в «наивной» исходной стилистике. Ведущими специалистами по изготовлению и преподаванию Борецкой росписи в нашей организации являются Очагова Наталья и Павлова Евгения.

 

Пермогорская роспись.

Пермогорье - это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине. Центром пермогорской росписи является куст деревень под названием Мокрая Едома. Характерным декоративно-орнаментальным элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. В. Василенко предположил, что этот узор перешел с декоративного убранства древнерусской сольвычегодской финифти. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и традиции  старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Народный мастер-художник, сочетая завитки с красными, черными и белыми зубчиками (графическими остатками геометрической резьбы), смело заполняет плоскость, свободную от сюжетных тем.

Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко связывая их с событиями личной жизни. На отличного качества предметах можно видеть сцены вечёрок, застолья, прядения, тканья, на старых прялках - архитектурные пейзажи, единорогов, львов, а также солдат, парусные суда и первые, появившиеся в России пароходы. Прялки с подобного же рода сюжетами в большом количестве находятся и в Историческом музее в Москве.

Ремесленники пермогорья издавна украшали не только предметы обихода, но и жилища (двери, стены, мебель). Такой декор можно разработать и заказать у нас.

Ведущими специалистами по изготовлению и преподаванию Борецкой росписи в нашей организации являются Бычкова Ирина и Павлова Евгения. 

 

 


Hosted by uCoz